Как вырастить ребенка глупым?

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

Основной читатель данной работы - родители ребенка. Но им поставленный вопрос покажется странным. А специалист по ТРИЗ вероятно поймет, что автор использовал прием "инверсии" в подходе к решению самой массовой на Земле задаче - вырастить образованного человека. В отличие от обычного читателя, специалист по ТРИЗ может спросить: - А причем тут ТРИЗ? Люди как-то же воспитывают своих детей, зачем этим заниматься? Ответ на этот вопрос вы получите из статьи.

---------------------------------------------------------------

КАК ВЫРАСТИТЬ РЕБЕНКА ГЛУПЫМ?

Странный вопрос, не правда ли? Но лишь на первый взгляд. Оглянитесь – и вы увидите, что многие люди глупы. Одни больше, другие меньше. На глупости большинства процветают многие отрасли промышленности, индустрия моды, система образования. На глупости делаются бешеные деньги! Получается, что обществу выгодны глупцы?
Было время, когда глупцам выжить было невозможно. Но времена переменились и теперь им раздолье: они плодятся в несметных количествах. Так что, если вы растите вашего ребенка глупым, – вы приносите выгоду обществу. Да, умники и умницы тоже нужны, но глупцов нужно больше. Тем более что растить их проще.
Вы согласны?

Ученые о глупости

Глупость как явление занимала ученые умы давно. В 1509 году Эразм Роттердамский написал «Похвалу глупости». Вот, что говорит Глупость о себе в его изложении:

«…без меня никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин - раба, служанка - госпожу, учитель - ученика, друг - друга, жена - мужа, квартирант - домохозяина, сожитель - сожителя, товарищ товарища, ежели бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали друг друга медом глупости».
Наш современник Карло Чиппола, историк – экономист, на основании исследований описал «Пять законов глупости» .

Первый закон гласит: «Каждый человек всегда и неизбежно недооценивает количество глупых индивидуумов в текущей ситуации».

А в 2002 г. психолог Даниэл Канеман (Daniеl Каnemаn) получил Нобелевскую премию по экономике. Он доказал, что люди в своих решениях руководствуются не логикой, а эмоциями, тем, что вчера слышали по ТВ, или от соседа, устоявшимися предрассудками, рекламой и т. д. Коротко говоря, люди не хотят или не умеют пользоваться СВОИМ мозгом. Почитайте статью  об этом.

Постараемся понять, как получаются умные и глупые дети.

Как Природа воспитывает умников?

На своих и чужих детях я убедился в том, что Природа дарит ребенку две вещи:

  • способность уподобляться другому человеку (и не только человеку);
  • способность выявлять закономерности.

Вы тоже можете это наблюдать. Если в семье разные люди разговаривают на двух языках, ребенок овладевает ими и не путает. Вдумайтесь: не зная ничего про морфемы-орфемы, не зная слого-складового состава, не зная НИЧЕГО о языке, ребенок научается говорить правильно! Научается САМ! 
Как научается? Слышит речь, уподобляется говорящему, пытается произносить то, что слышит, улавливает разницу, снова повторяет все лучше и лучше…

И даже если ошибается, то его ошибки закономерны. Слушая взрослых, дети говорят: «Льзя!», «Лепо!» Папа и мама поправляют: «Так не говорят!» Но ведь в старом русском языке были эти слова!

Пользуясь дарами Природы, деревенские дети еще 60 лет назад к 11 годам научались делать все, что делали отцы и матери в поле и дома. Космонавт А.Г.Николаев рассказывал: «Вместе с отцом пахал, сеял, скирдовал в поле, косил луга... Отец не принуждал. Просто в нашем селе так повелось - мальчишки рано приучались к труду». 
В деревенской семье растили людей, способных находить верные решения в жизни. Деревенская община поставляла в города не только продукты питания, но и людей работящих и ответственных. Михайло Ломоносов, академик Иван Павлов, маршал Г.К.Жуков – многие знаменитые люди вышли из деревенской общины.

Но нет теперь в деревнях общины, да и деревень становится все меньше. По данным комиссии ООН «в 2007 году уже 50% населения Земли будет жить в городах».
И вот, в городской семье рождается уникальное существо, готовое осваивать наш сложный Мир. Вопрос: как его сделать глупым? Как затруднить ему освоение Мира? 
Такой подход к исследованию называется «диверсионным». Мы, на время как бы превратимся в хитроумного вредителя, действующего скрытно, наносящего вред незаметно, прикрываясь благими намерениями, что мостят дорогу в ад.
Так мы обнаружим механизм воспитания глупости. А затем можно будет дать рекомендации по воспитанию разумного ребенка.

Родитель? Разрешай противоречия!

Новорожденный живет в потоке ощущений. Свои ощущения – самое первое, что обнаруживает ребенок. Значит надо лишить его ощущений. Например, запеленать туго-натуго. Да еще и ручки примотать к телу в позе «солдатика». Оправданий – благих намерений! – можно придумать массу. 

Но ребенок растет, начинает ходить. И может уйти куда угодно в своем открытии Мира. Писатель Юрий Нагибин в рассказе «Комаров»  описал борьбу воспитательницы против Природы в ребенке: 

«…Я убедился, что здешняя воспитательница была не в ладах с Природой. Она боялась доверить детей молодым колючим сосенкам, густой тени приютившейся в кустарнике, дальним уголкам сада, заросшим малиной и ежевикой. Из всей обширной территории сада она оставила своим питомцам лишь гладкий пятачок крокетной площадки. И стоило кому-то из ребят в погоне за жуком или просто в порыве любознательности вырваться за его пределы, как испуганный окрик немедленно настигал беглеца».

Родители и педагоги сталкиваются с противоречием: Надо чтобы ребенок САМ осваивал Мир, но нельзя, опасно!
Взрослые не умеют разрешать противоречия. Они их устраняют: если опасно – запретить! И вокруг ребенка воздвигаются стены невидимой тюрьмы. Как поет известный ансамбль: «Туда – нельзя! Сюда – нельзя! Никуда нельзя!»
Природа не дура: она создает опасности для отделения умных от глупых. Глупые особи погибают, умные живут. Изолируя ребенка от опасностей, родители мешают Природе воспитывать умников. Верный способ воспроизводства глупости – ограничения, запрет на собственный способ познания Мира детьми. В результате вырастает больше дураков.
Через отрицание запретов можно сформулировать Первый закон образования умных детей: 

                                                  Позволяй ребенку исследовать окружающий Мир максимально!

Естественно ты, взрослый, отвечаешь за безопасность своего ребенка. И дальше все зависит от того, насколько умело ТЫ разрешишь противоречие: надо чтобы ребенок исследовал Мир максимально – и надо, чтобы ребенок был в безопасности. Если хочешь научиться разрешать противоречия – есть методы, их можно освоить . Кое-что из своей родительской практики я расскажу в другой статье.

Ну, предположим, ребенку позволили исследовать Мир. Но как сделать, чтобы он ничего в нем не понял?
Решение: надо сделать мир вокруг ребенка, хаотическим, непонятным. Таким, чтобы он не сумел выявить закономерности. Например, полез за красивой вазой или потащил кошку за хвост – и получил по рукам! С точки зрения ребенка – непонятно за что!
Родители-профессионалы, воспитавшие семерых детей, Лена Алексеевна и Борис Павлович Никитины поступали иначе. Вот как Борис Павлович знакомил детей с электрической розеткой. К выключенной розетке он подсоединял провода от магнето  - прибора вырабатывающего слабый ток высокого напряжения. Как только ребенок лез в розетку, отец крутил ручку магнето, - и ребенок САМ усваивал правило: розетку не трогать!
Вы скажете – у меня нет магнето, мне это не подходит! Возможно и так. Но в том и заключается Творчество родителей, чтобы создать условия для того, чтобы в Вашем ребенке ОБРАЗОВЫВАЛСЯ разумный человек. 
Отсюда - Второй закон образования умных детей: 

                                                 Только родители отвечают за Мир, окружающий их ребенка и других детей!

Все больше ответственных родителей признают этот закон, создают свои Родовые Поселения , где их дети будут получать настоящее человечное образование в безопасных (относительно!) условиях.
А ваш ребенок растет в городе, у него возникают вопросы о непонятном Мире, где он живет. Его вопросы бывают трудными. Умные родители обращаются к психологам. А умные психологи тоже не специалисты в понимании Мира.
Что же должен делать родитель?
Прежде всего, должен САМ заниматься пониманием окружающего Мира. Если, конечно, хочет воспитать разумного человека. Понимаете, не спихивать воспитание на детский сад, на бонну или гувернера. А сам должен быть пытливым, стремиться ПОНИМАТЬ то, что происходит в Мире.
А еще - он должен научиться ПОНИМАТЬ ребенка и его вопрос. Потому что у детей, как и у взрослых, за вопросом может скрываться не то, что вы поняли. 
Отвечать на вопросы детей трудно, но можно. Здесь начинается сложная тема: «Когда и как отвечать на вопросы детей?» Она требует отдельной статьи.
А пока - не бойтесь честно признаться: «Я не знаю ответа на этот вопрос». И попытайтесь сами или вместе с ребенком найти ответ на его вопрос.
Сформулируем Третий закон образования умных детей: 

                                                          Родитель! Прежде воспитай себя, а потом ребенка!

Сто лет назад в деревне детей воспитывал Мир: старшие братья, сестры, дядьки, тетки, два деда и две бабки и все окружающие. Людей равнодушных к детям не было! Ошибки родителей сглаживались мудростью Мира, его обычаями, традициями, обрядами, пословицами, поговорками, сказками. Быть родителем было легче, чем сейчас. 

Чувашский ученый, профессор Геннадий Николаевич Волков  открыл миру этнопедагогику (народную педагогику). Как оказалось, многие народы мира имели свои системы воспитания. Благодаря им, они и выжили!
А кто помогает современным родителям образовывать своих детей? 
Школа? Давайте посмотрим, как она это делает!

Как работает система разобразования?

Первого сентября в школу приходят новые поколения юных исследователей. Они переполнены желанием узнавать новое.
 - Хочешь учиться в школе?
 - Хочу! – отвечает счастливый первоклашка с сияющими глазками. Так отвечают те, кого еще не испортила дошкольная педагогика.
Ну как можно отбить у него охоту учиться? Причем незаметно для родителей? 
Да опять же - прикрываясь благими намерениями!

Решение: надо внушать ребенку и родителям «Главное в жизни знания! Знаний нужно как можно больше! Знания – сила!» И дать ссылочку на Френсиса Бэкона (16 век!). И все - бедолагам нечем крыть! Про то, что нужны еще умения, они часто не знают.
И школьника пичкают знаниями! А учат фактически единственным способом:
-  Чтобы научиться грамотно писать – нужно как можно больше писать! -  объявила  учительница русского языка в начале года родителям. И задавала умопомрачительные объемы заданий на тупое переписывание текстов детям. 
Ей вторила учительница математики :
 - Чтобы научиться решать задачи – нужно как можно больше решать задач! И задавала огромное количество примеров и задач, напрочь оторванных от жизни.
А чтобы активные родители не возмущались, используется решение-внушение: «Учение – это труд! Корень учения горек, зато плод его сладок!»
А теперь посмотрите, как увлечены деревенские дети на картине. И чем? Устным счетом!!! И это в 19 веке, когда не было Академии педагогических наук!!!

                                                             Урок устного счета в деревенской школе

Картина Богданова-Бельского «Устный счет в народной школе»

В результате разОбразования к девятому классу получаются существа уже утратившие исследовательский инстинкт. И потому их обучают «выполнять исследовательские проекты» и «творческие работы». Обучают учителя, не выполнившие в своей жизни НИ ОДНОГО настоящего исследования.

А чтобы родители не могли придраться, проводят конкурсы и олимпиады. Отдельные учащиеся завоевывают призы. И учителя гордятся своими «звездочками».

- А ваш ребенок не звезда? Сами виноваты, надо было лучше его воспитывать!

С 2005 года я преподаю в вузе. Два раза в неделю встречаюсь с 60-ю будущими менеджерами. Каждое занятие начинаю с вопроса: «Какие у вас есть вопросы?» И смотрю: сколько человек поднимают руки.

Таковых бывает 1-2 из шестидесяти. У остальных нет вопросов. У них утрачена любознательность, а часто и интерес к жизни. Вероятно, есть места, где процент вопрошающих более высокий. Но мне они не известны.

 Вы, уважаемый Родитель, спросите – где выход? Ответ прост: там же, где и вход! С чего начинали – к тому и надо идти! То есть к домашнему обучению.

По данным Национального центра образовательной статистики США (National Center of Education Statistics) в 2003 году в США на домашнем обучении находилось 1.1 миллиона детей, что составляет 2,5 % от всех учащихся. За 8 лет, с 1999 года, эта цифра выросла на 74 %, и все специалисты сходятся во мнении, что тенденция роста продолжится.

Мы с женой испытывали домашнее обучение на своих детях. Наилучшие результаты получились у дочери. Вот отрывок из статьи мамы (опубликовано в "Вестнике независимого образования в Санкт-Петербурге", 2008).

«С волнением наблюдала я за тем, как много ХОЧЕТ и МОЖЕТ ребенок, когда чувствует, что его мысли, желания, чувства принимаются, его стремятся понимать, ему доверяют. Десятилетняя Славна САМА решала когда, чем, сколько времени и как заниматься. А ко мне обращалась, когда хотела поделиться чувствами, планами, затруднениями или услышать мой отклик. Вот несколько ее высказываний из наших диалогов того времени:

«Я утром просыпаюсь, встаю не сразу, вспоминаю, какие у меня сегодня уроки и что нужно сделать по каждому предмету (в соответствии с ЕЁ планами – К.Г.). Потом смотрю, для чего ты мне нужна. Но бывает и такое: ты мне не нужна для помощи, но я с тобой все равно делюсь, потому что мне это важно».

«Помню, как раньше я просто ликовала, когда были выходные. А сейчас… Это хорошо, конечно, что выходные есть. Это возможность отдохнуть. Но я всю неделю не жду, пока они наступят. Знаешь почему? Потому что я увлечена».

«Я считаю, что учение должно влиять еще и на жизнь. И в учении самое главное – научиться учиться. В школе научиться учиться нельзя. Там я впадаю в какое-то такое состояние, когда ничего не соображаю. Просто делаю то, что мне говорят, и все. И отвечаю, если меня вызывают. Я знаю, что там мои мысли никто не воспримет. А сейчас я чувствую, что мои мысли рвутся прям. Мне нравится такое учение, когда ты можешь развивать свою мысль».

«Знаешь, я поняла: когда ты сам многое решаешь, тогда к тебе и приходят мысли».

«Сегодня я вдруг почувствовала такую радость! Представляешь? Просто невыносимую радость. Какое-то счастье даже. Я прямо купаюсь в свободе».

Что делать родителям?

 

Свои рекомендации я могу сформулировать в нескольких тезисах.

  1. Вашим ребенком движет Природа, поэтому он всегда прав. Если вы его, конечно, не успели испортить. Постарайтесь и дальше не портить!
  2. Ваша задача как воспитателя – позволить ребенку исследовать Окружающий Мир так, чтобы это было относительно безопасно для него. Все опасности устранять нет необходимости. Но вы должны работать над тем, чтобы Мир вокруг становился все более безопасным для детей.
  3. Вы, уважаемый Родитель, должны, прежде всего, воспитывать себя, а уже затем Ребенка. Дело в том, что ребенок копирует вас незаметно для себя и для вас. А через некоторое время вы будете удивляться «откуда у него это взялось?»

Мне повезло в жизни. Встретились мудрые Учителя и помогли лучше понять Мир, его законы. Помогли разобраться с тем, что хорошо и что плохо в воспитании и обучении. Мои дети уже выросли. Теперь я пытаюсь помочь вам…

Помогло?

Если нет – встретимся еще раз. Согласны?

 

Форумы: 

всего лишь обучать по непрофессиональной литературе

Валерий,  у Вас получился мудрые и основанные на опыте советы - в целом это почти дословная (хоть и небольшая) часть концепций Великой дидактики  Коменского и "природосообразности" Пестолоцци! Не хватает еще некоторых частей этих концепций, но это мелочи

В рамках Вашего диверсификационного метода я бы предложил принцип "учиться по СМИ". 

Если серьезно, то Канеменн получил нобелевскую не за "дурь", а за то, что вместе со Тверски (раньше умер, а нобелевку дают только живым..) и частично Словик проводил цикл исследований на способы решения задач на неопределенность (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3946685). В этих исследованиях, действительно, поставлена под сомнение одна из базовых моделей классической микроэкономики - модель "рационального человека" (кстати, другой нобелевский лауреат Беккер, создатель не менее сейчас популярного направления "человеческий капитал", много делала, чтобы защитить данную модель - см. http://www.biznesbooks.com/2010-01-07-17-48-08/2084-g-s-bekker-chelovecheskoe-povedenie-jekonomicheskij-podhod). Человек часто в ситуации неопределенности принимает решения не по канонам теории вероятности (речь идет прежде всего о ней!), но какие из этог делать выводы - вопрос совсем другой. Канеман и Тверски отчасти приписывают это некоторым "предубеждениям" (типа механизма якорения и т.п.), но в целом логика куда более сложно. Вообще говоря, эту линию начали еще с осмеяния первобытных народов - все то они делают "синкретично" (что означает как раз по ситуативным эмоциям), преобладает комплексное мышление, которое в логическом смысле целиком ошибочно - оно нечувствительно к противоречиям, трансдуктивно, финалистично (т.е. не знает каузальных отношений) и т.д., и т.п. Вообще говоря, еще английские функционалисты перевернули данную логику - "первобытные люди" имеют мышление наиболее эффективное для их ситуации (были обнаружены функции "ошибок"), в современном варианте это звучит как модные сейчас исследования "восточного (диалектического) мышления", начатые с легкой руки Нисбетта и его бывшего аспиранта К.Пенг (кажется корейца) - они, к сожалению, только на английском. Там с опорой на понятие "обыденной (народной) диалектики" эмпирически показывается большая эффективность "восточного мышления", которая не подчиняется трем основным законам формально логики. И ведь для ТРИЗ не так уж хорошо, если ребенок уж слишком будет придерживаться закона запрета противоречия))

Другими словами, во-первых, не стоит ребенка так уж нацеливать на фомальную логику, а родителя так уж нацеливать на непрофессиональную литературу. Лучше уж не мешать природе - ребенка и родителя - воспитывать как есть :)

С уважением, Александр

ПС: приводить США в качестве основного тренда в среднем образовании очень коварно, поскольку почти по всем исследованиям и экспертным данным оно у него крайне слабое (сейчас по PISA "рулит" Финляндия, которая в целом скопировала и усовершенстовала нашу модель). О причинах этого могу отдельно. Но если так верите экономистам, то можно у другого нобелевского лаурета посмотреть - Акерлоф, Крентон "Экономика идентичности", М. 2011, гл. 6 Идентичность и экономика образования 

Re: всего лишь обучать по непрофессиональной литературе

И ведь для ТРИЗ не так уж хорошо, если ребенок уж слишком будет придерживаться закона запрета противоречия))

Александр Николаевич, а я бы рискнул. ))

В конечном счете ТРИЗ недолго стоял только на этой ноге. Когда их стало четыре, стало окончательно понятно (сильно надеюсь, что разумному большинству), что основа ТРИЗ не именно противоречия, а опора на идею о закономерном характере развития технических систем. А задачки, возникающие внутри этого развития можно представлять (моделировать, описывать) очень по разному. И как противоречия, и как несообразные, "неправильные" структуры, и просто как движение вопреки тренду... Противоречия и вправду весьма удобны для работы, они освоены огромным числом и практиков, и преподавателей и даже рядом теоретиков. Но выйти с помощью анализа "восточного мышления" еще на что-то, позволяющее моделировать задачи, было бы весьма интересно. Так что, если видели какие-то намеки на новые интересные модели у Ниссбета и Пенга, расскажите, пожалуйста.

Re: всего лишь обучать по непрофессиональной литературе

Александр Владимирович, риск благородное дело и чреватое приятными газированными напитками! :)

Если серьезно, то вот эти вопросы - на чем базируется ТРИЗ - возможно стоит решать более планомерно. Боюсь, что большинством тут не проголосуешь. Мне не известно, что сейчас объединяет, но само по себе идея "о закономерном характере развития технических систем" на первый взгляд кажется лишком общей для содержательного объединения на единых позициях. Может ли это быть противоречие - опять же не мне решать

Исследования "восточного мышления" скорее могут подчеркнуть, что специфика противоречий может серьезным образом объединять - по крайней мере существенно отделяет от формально-логического (они это смотрели по различию предпочтения в типе пословиц, анализе конфликтных ситуаций и т.п.). Еще они эмпирически фиксировали две другие особенности - холизм и ориентацию на изменение (как раз по трем базовым законам формальной логике). Деталей в виде модели решения задач не встречал

Если про модель, ориентированную на противоречия, то тогда лучше в технологии "парадоксального мышления" (Paradoxical thinking Fletcher, J.,&Olwyler, K.). Эту мог бы кратко описать, но там все основано на решение через образование и особое разрешение внутренних психологических противоречий, которые в свою очередь сказываются на решение профессиональных проблем

При этом хотел бы подчеркнуть основной смысл своего предыдущего поста: удивлен легкостью перехода от собственных проблем ТРИЗ к легкому триз-решению проблем других наук. Не было цели "все прояснить" про экономистов и "восточников". Просто предостеречь от головокружения практическими успехами)

С Новым годом Вас, Александр Владимирович!

Re: Как вырастить ребенка глупым?

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

Благодарю вас, уважаемые Александр Николаевич и Александр Владимирович за внимание к работе и полезные советы и замечания! 

С Новым Годом! 

Надеюсь, что 2014 год не будет тащится дохлой клячей, а пролетит как Птица-тройка!

 

Re: всего лишь обучать по непрофессиональной литературе

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

К вопросу о "рациональном человеке"

Так получилось, что невольно я стал проводить исследования на близкую тему - как человек ищет решения?

В конце 80-х и в 90-х годах меня приглашали проводить обучение для разных групп:

  • в Жуковском для инженеров, позднее для педагогов;
  • в Истре для педагогов и школьников;
  • в Химках для студентов и предпринимателей;
  • в Школе бизнеса для руководителей и заместителей.

Особенно был показателен  эксперимент в Челябинске в ЮрГу, где  коллеги пригласили меня летом для участия в отборе абитуриентов с помощью ДаНеток. Там в общем потоке были те, кто прошел обучение на курсах для поступающих и люди "с улицы", например из Казахстана. Различие было разительным!

При обучении "для разогрева" я во всех группах проводил игру "Да-Нетки". Именно так - для разогрева, для преодоления барьеров. Сначала!

И постепенно (сама собой!) сложилась цепочка усложняющихся "Да-Неток". Примерно так:

  1. задумано число - отгадай какое?
  2. задуман предмет в этой аудитории - какой?
  3. задуман предмет в этом городе (как правило остановочный павильон знакомый аудитории!);
  4. задумано Нечто;
  5. задуман город в России (задача поиска предмета на плоскости, а не на линии)
  6. а дальше ситуационные задания, типа "Он и она в красном - кто такие?"

И что вы думаете? Когда стал проигрывать эту серию ДаНеток, то начали вырисовываться закономерности.

Например:

1. Стало понятно, что можно быстро определить "Портрет аудитории": сколько людей с пробочным мышлением? насколько хватает энергии у людей для поиска? Пример. Летом на Форуме Концерна "Тракторные заводы" работал с юными инженерами (элита!), так оказалось, что они черезвычайно настойчивы! На мое "Сдаетесь?" единодушно отвечали "Нееет!"

2. Стало понятно, что можно определять обучаемость аудитории: даешь правила поиска, а потом ловишь их на том, что они правила (мышления = поиска) не соблюдают, хотя ЗНАЮТ!

3. НО ГЛАВНОЕ в том, что стало понятно: Большинство использует "думанье", а не Мышление. Так я назвал эти процессы. Думанье - процесс ненаправленный: может вскочить вопрос в голову типа "они люди?" а может не вскочить! А Мышление (с большой буквы)  - процесс направленный, когда человек умеет строить цепь вопросов ОСОЗНАННО!!!

У Думателя знание о том, что любой предмет имеет Длину, Ширину и Высоту есть, но он им не пользуется при поиске "Предмета в комнате, в городе", "Нечто". И то же относительно других знаний!

Например, при поиске города в России  (ответ: Истра или Дедовск города в М.О.), вычислив, что город в треугольнике Москва - СПб - Брест, дальше аудитория без карты НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ СПРОСИТЬ! Хотя знание о том, что в любой город можно добраться либо по автодороге, либо по железной дороге, у них есть! В последние годы студенты даже не знают СКОЛЬКО ВОКЗАЛОВ В МОСКВЕ и какие направления они обслуживают.

Эти эксперименты - далее я уже стал целенаправленно их проводить! - показали, что большинство даже "продвинутых пользвателей мозга" не владеет элементарными приемами и средствами мышления. Ну и как можно назвать человека, имеющего мозг, но не овладевающего его возможностями?

Что вам приходит в голову, Читатель :-) ?

повод для мыслей

Валерий, мыслей возникает много - большей частью в процессе думания (т.е. ненаправленно)

ДаНетки, действительно, очень интересный диагностический материал (его используеют и в полнокровных научных исследованиях - напр., В.Ф.Спиридонов). Ваши выводы вызвают разные ассоциации

Во-первых, важность настойчивости в последнее время очень активно исследуется в рамках некоторых теорий "мотивации достижения" (концепция Селигмана и др.). Действительно это достаточно значимый фактор

Во-вторых, направленность мышления является важнейшей характеристикой творческого мышления в рамках классической психологии мышления (начиная от постановки проблемы Джеймсом через "проницательность" и напрямую подчеркивания парадокса "направленности" Зельцем, Дункером и т.п.). В современной психологии мышления эта проблема частично перестала акцентироваться, поскольку больше подчеркивается креативность (а для нее как раз более характерно "преодоление" направленности). Правда, в последнее время понятие креативности пересматривается. В любом случае целиком согласен, что направленность очень значимая характеристика творческого мышления - правда, скорее указание на проблему, чем механизм

Ну и самое главное - не могу понять почему Вы использование ДаНеток и полученные выводы используете в рамках обсуждения модели "рационального человека"? Это достаточно четкая модель и она мало согласуется с понятием "творческого мышления" (скорее использования формальной логики, расчета и некоторых экономических "потребностей")

С уважением, Александр

Re: повод для мыслей

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

Ромащук Александр wrote:

... не могу понять почему Вы использование ДаНеток и полученные выводы используете в рамках обсуждения модели "рационального человека"? Это достаточно четкая модель и она мало согласуется с понятием "творческого мышления" (скорее использования формальной логики, расчета и некоторых экономических "потребностей")

Я бы не хотел обсуждать "модель" рационального человека. Она есть - и это хорошо. Надо двигаться дальше...

Меня интересуют люди, использующие мозги для добывания пищи :-)! То есть сознательно ставящие перед собой цель: зарабатывать мозгами, а не руками, не ногами! То есть создавая интеллектуальные ценности, например РЕШЕНИЯ в разном виде.

А в ЭТИХ людях меня интересует их рациональность, то есть способность находить решения не тыком, не интуицией, а применяя методы и средства, которым можно научить. И - разумеется - неРациональность, то есть неспособность к этому.

Но, как показывает жизнь, есть еще третий вариант: люди имеют методы и средства, опыт их использования, но НЕ ПРИМЕНЯЮТ ИХ в жизни (или в какие-то ее моменты). За примером далеко ходить не надо: вот здесь http://www.metodolog.ru/node/1752 ведется дискуссия уважаемых коллег, где можно наблюдать это явление нерационального поведения.

Потому я и обозначил тему "К вопросу о рациональном человеке".

Видимо надо ее уточнить, например "К вопросу о нерациональном поведении рационалистов".

С уважением

Re: повод для мыслей

Изображение пользователя GIP.

Валерий Гальетов wrote:

Меня интересуют люди, использующие мозги для добывания пищи :-)! То есть сознательно ставящие перед собой цель: зарабатывать мозгами, а не руками, не ногами! То есть создавая интеллектуальные ценности, например РЕШЕНИЯ в разном виде.

Хм... А чьи же будут тогда те руки и ноги, которые будут эти разные решения внедрять и продавать?

Quote:
А в ЭТИХ людях меня интересует их рациональность, то есть способность находить решения не тыком, не интуицией, а применяя методы и средства, которым можно научить. И - разумеется - неРациональность, то есть неспособность к этому.

ИКР любого метода - научение интуиции до мгновенного ее срабатывания.  А это предопределяет отторжение неприемлемых механизмов и приемов в любом последующем периоде после обучения чужим методам и средствам. Именно этот момент учителя не понимают. А также того, что против заложенного в человеке переть бессмысленно, Ибо человек не только обучается, но и изменяется. И только ход его последующей жизни показывает полезность ему "навязанного"  неродным методом  изменения.

Quote:

Но, как показывает жизнь, есть еще третий вариант: люди имеют методы и средства, опыт их использования, но НЕ ПРИМЕНЯЮТ ИХ в жизни (или в какие-то ее моменты). За примером далеко ходить не надо: вот здесь http://www.metodolog.ru/node/1752 ведется дискуссия уважаемых коллег, где можно наблюдать это явление нерационального поведения.

На самом деле, на мой взгляд, средства и методы применяются, Но в измененном (психикой конкретного человека) виде - по сравнению с видом первоначального обучения.

Re: повод для мыслей

Валерий Гальетов wrote:
Но, как показывает жизнь, есть еще третий вариант: люди имеют методы и средства, опыт их использования, но НЕ ПРИМЕНЯЮТ ИХ в жизни (или в какие-то ее моменты). За примером далеко ходить не надо: вот здесь http://www.metodolog.ru/node/1752 ведется дискуссия уважаемых коллег, где можно наблюдать это явление нерационального поведения.
Почему Вы считаете, что можно наблюдать "нерациональное поведение"? Вроде максимально рациональное. Другое дело, что цели разные и большей частью не совпадающие с предметом обсуждения. Разве использование повода является нерациональным?

С уважением, Александр

Re: повод для мыслей

Бывает порой и так, что предзнание, то есть знание "контрольного ответа" приводит к тому, что любые решения, идущие не к нему, а также любые процедуры. не совпадающие с облюбованным алгоритмом, объявляются нерациональными. 

 

Re: повод для мыслей

Александр Владимирович, я бы сказал, что это наиболее частый вариант обозначения нерационального - в принципе это стоит и за "рациональным экономическим человекам" и за всеми другими подобными обозначениями. Какой-то вариант "заранее подразумеваемого" обозначается за единственный рациональный, ну а все остальные...  Особо показательно это в разных вариантах "научной рациональности". В бщем плане "историю вопроса" рациональности интересно изложила Автономова в своей монографии "Рассудок. Разум. Рациональность", хотя почти все серьезные философы и методологи науки 20го века рассматривали

С уважением, Александр

Re: всего лишь обучать по непрофессиональной литературе

Валерий Гальетов wrote:

 В последние годы студенты даже не знают СКОЛЬКО ВОКЗАЛОВ В МОСКВЕ и какие направления они обслуживают.

И о чем это говорит? Я с Москве живу 45 лет, и тоже не знаю, сколько в ней вокзалов. Для этого есть справочник, если понадобится.... Вспоминается пример с тестированием в лаборатории Эдисона....

Re: всего лишь обучать по непрофессиональной литературе

wolf_old wrote:
Валерий Гальетов wrote:
В последние годы студенты даже не знают СКОЛЬКО ВОКЗАЛОВ В МОСКВЕ и какие направления они обслуживают.

И о чем это говорит? Я с Москве живу 45 лет, и тоже не знаю, сколько в ней вокзалов. Для этого есть справочник, если понадобится.... Вспоминается пример с тестированием в лаборатории Эдисона....
Интересно, сможет ли автор теста сам, без интернета, ответить, сколько аэропортов обслуживают Москву? Да даже и с интернетом...

Но в принципе за несколько раздерганным сообщением проглядывает понятная озабоченность, которая встречается сегодня у очень многих преподавателей и родителей - дети сегодня по иному (чем в наши времена) относятся к информации. Она им не интересна или может быть интересна по иному чем нам. Запущенный полным ходом процесс ее порождения и увеличения доступности привел к снижению ценности. Так же как ценности устного счета и пр. И судя по всему, как быть в этих новых условиях, они (озабоченные родители - воспитатели) не знают. Поскольку многие процедуры обучения и выращивания построены на этих, уже не интересных (не мотивирующих?) основаниях. Ну, я думаю, что Валерий Павлович уж всяко выявил этот и иные факторы и может быть даже придумал, как быть в новых условиях и как выращивать новое поколение правильным образом.

Re: всего лишь обучать по непрофессиональной литературе

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

Александр Кудрявцев wrote:

]Интересно, сможет ли автор теста сам, без интернета, ответить, сколько аэропортов обслуживают Москву?

Автор  - сможет! Поскольку когда-то давно в  школе проходили тему "Столица нашей Родины". 

Более того, автор уверен, что и любой интересующийся сможет! Достаточно 1 раз (ну 2-3!) взглянуть на карту -схему.

Но автора удивляет тот упрямо повторяющийся факт, что современный школьник и студент этого уже не может. Проверено годами на студентах. Изредка - на школьниках старших классов.

Александр Кудрявцев wrote:

.... проглядывается озабоченность, которой наполнены сегодня очень многие преподаватели и родители - дети сегодня по иному (чем в наши времена) относятся к информации. Она им не интересна. Запущенный полным ходом процесс ее порождения и увеличения доступности привел к снижению ценности. И судя по всему, как быть в этих новых условиях, они (озабоченные родитли - воспитатели) не знают. 

У меня другая гипотеза. Говоря об информации, огромное большинство народа не знает про "информационный шум".

Гипотеза: произошел не "информационный взрыв", а взрыв "информационного шума". 

За примерами далено ходить не надо. И доклады на конференции, и "дискуссии" ведущиеся на форумах - в большинстве - "информационный шум". Причина в том, что "творить, выдумывать, пробовать" многие научились, а добросовестно отбирать ЦЕННУЮ (для пользователя) ИНФОРМАЦИЮ нет времени, нет умения, нет желания...

А главное - нет культуры работы с информацией! Кто-то может быть помнит - с чего началось преподавание информатики в школах? С того, что "наверху" обнаружили разрыв: информации стало много, а культура низкая.

А еще раньше, видимо после Первого Открытия информационного бескультурья, были созданы ВИНИТИ, Информэлектро и другие им подобные организации. Автор более 20 лет пользовался тематическими сборниками этих монстров от информатики. И даже работал в патентно-информационном отделе, забросив когда-то любимую экспериментальную работу.

И вот теперь, когда "запущен полным ходом" процесс творения информШума в условиях информБескультурья происходит "засерание" памяти школьников, воспитание отвращения к работе с информацией, что и воспроизводит бескультурье.

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ РАБОТАЕТ НА НАШИХ ГЛАЗАХ!

Чем больше информации - тем лучше с одной стороны (специалиста), но тем хуже со всех прочих (школьников, родителей, учителей и т.п). Вот, что пишет народ, еще способный здраво оценивать ситуацию.

Закон суров, но это закон! и работает он в каждом посте. И чтобы его соблюсти, кратко повторю главное в сказанном:

1. Доступность "творения информации" в условиях бескультурья приводит к взрыву "информационного шума".

2. Большинство населения искренне полагает, что происходит "информационный взрыв". И продолжает "творить", оглупляя все новые и новые поколения своих детей.

3. Вот бы здесь и применить ТРИЗ к решению серьезной проблемы! Ан нет, мы предпочитаем "творить", а не применять практически.

И я присоединяюсь к вам, уважаемые коллеги!

Re: повод для мыслей

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

Александр Кудрявцев wrote:

Бывает порой и так, что предзнание, то есть знание "контрольного ответа" приводит к тому, что любые решения, идущие не к нему, а также любые процедуры. не совпадающие с облюбованным алгоритмом, объявляются нерациональными. 

Согласен. Бывает.

Re: повод для мыслей

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

Ромащук Александр wrote:

Почему Вы считаете, что можно наблюдать "нерациональное поведение"? Вроде максимально рациональное. Другое дело, что цели разные и большей частью не совпадающие с предметом обсуждения. Разве использование повода является нерациональным?

То есть вы считаете МАКСИМАЛЬНО рациональным поведение людей, при котором их "цели разные и большей частью не совпадают с предметом обсуждения"? Так ли это?

А "повод" - лишь средство для изменения темы, предмета, для увода обсуждения в сторону. А средство может быть использовано и рационально, и наоборот.

 

Re: всего лишь обучать по непрофессиональной литературе

Валерий Гальетов wrote:
Александр Кудрявцев wrote:
Интересно, сможет ли автор теста сам, без интернета, ответить, сколько аэропортов обслуживают Москву?

Автор  - сможет! Поскольку когда-то давно в  школе проходили тему "Столица нашей Родины". Более того, автор уверен, что и любой интересующийся сможет! Достаточно 1 раз (ну 2-3!) взглянуть на карту -схему. Но автора удивляет тот упрямо повторяющийся факт, что современный школьник и студент этого уже не может. Проверено годами на студентах. Изредка - на школьниках старших классов.
Ну так ответили бы - сколько именно. Мне на самом деле интересно, что скажете - восемь, или девять? Обычно путаются люди.

Вот бы здесь и применить ТРИЗ к решению серьезной проблемы! Ан нет, мы предпочитаем "творить", а не применять практически.

Интересно, а почему Вы сами предпочитаете "творить" а не применять практически? (Про остальных неинтересно, там домыслы будут, а про себя Вы же можете от первого лица рассказать?)

Re: всего лишь обучать по непрофессиональной литературе

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

Александр Кудрявцев wrote:

Интересно, а почему Вы сами предпочитаете "творить" а не применять практически? (Про остальных неинтересно, там домыслы будут, а про себя Вы же можете от первого лица рассказать?)

Вот здесь кое-что написано о решении Глобальной Проблемы обучения менеджеров выработке - не поиску! не принятию! - Правильных Решений. Проблемы, не решенной - насколько известно - в мировых бизнес-школах. 

Вот здесь описан механизм разрушения разумности и возможный путь его возрождения, позволяющий решить другие Глобальные Проблемы. В основе ТРИЗ, понимаемая как Технология Выработки Правильных Решений (у А.В.Подкатилина - Технология Эффективных Решений).

Судя по реакции уважаемых коллег, данные темы им не интересны. И это понятно.

Re: всего лишь обучать по непрофессиональной литературе

Валерий Гальетов wrote:
Александр Кудрявцев wrote:
Интересно, а почему Вы сами предпочитаете "творить" а не применять практически? (Про остальных неинтересно, там домыслы будут, а про себя Вы же можете от первого лица рассказать?)

Вот здесь кое-что написано о решении Глобальной Проблемы обучения менеджеров выработке - не поиску! не принятию! - Правильных Решений. Проблемы, не решенной - насколько известно - в мировых бизнес-школах. 

Вот здесь описан механизм разрушения разумности и возможный путь его возрождения, позволяющий решить другие Глобальные Проблемы. В основе ТРИЗ, понимаемая как Технология Выработки Правильных Решений (у А.В.Подкатилина - Технология Эффективных Решений).

Судя по реакции уважаемых коллег, данные темы им не интересны. И это понятно.

Валерий Павлович,правильно ли я понял, что когда Вы пишете фразы типа:

Вот бы здесь и применить ТРИЗ к решению серьезной проблемы! Ан нет, мы предпочитаем "творить", а не применять практически.

то под "мы" следует понимать не Вас, а остальных, окружающих, то есть нас? Если да, то предлагаю впредь так и писать. Я-то сначала не понял, думал это самокритика.

P.S. а про количество аэропортов пока незачет. Присоединяйтесь к группе тех, кто либо не интересуется, либо не может.

 

 

Re: всего лишь обучать по непрофессиональной литературе

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

Ромащук Александр wrote:

В рамках Вашего диверсификационного метода я бы предложил принцип "учиться по СМИ". 

Рассказали о том, как в знакомой семье, осуществляют близкий принцип. Не "по СМИ", а по рекламе "учат" ребенка.

Процесс происходит так: на кухне стоит телевизор. 4-летка сидит за столом. Его "кормят".

На экране мелькает реклама, ребенок - естественно отвлекается - И В ЭТОТ МОМЕНТ ЕМУ СУЮТ ЛОЖКУ КАШИ!

Предложение: спрогнозируйте последствия для Ребенка и для родителей такого кормления.

Re: всего лишь обучать по непрофессиональной литературе

Валерий Гальетов wrote:
Ромащук Александр wrote:
В рамках Вашего диверсификационного метода я бы предложил принцип "учиться по СМИ". 

Рассказали о том, как в знакомой семье, осуществляют близкий принцип. Не "по СМИ", а по рекламе "учат" ребенка.

Процесс происходит так: на кухне стоит телевизор. 4-летка сидит за столом. Его "кормят".

На экране мелькает реклама, ребенок - естественно отвлекается - И В ЭТОТ МОМЕНТ ЕМУ СУЮТ ЛОЖКУ КАШИ!

Предложение: спрогнозируйте последствия для Ребенка и для родителей такого кормления.

Сытый ребенок с расширенным кругозором?

Re: Как вырастить ребенка глупым?

Изображение пользователя Валерий Гальетов.

Поступили  новые данные:

по данным ВОЗ, при тяжелой йодной недостаточности у 1–10% населения может наблюдаться врожденный кретинизм, у 5–30% населения – неврологические нарушения и умственная отсталость, у 30–70% населения – снижение умственных способностей. Дефицит йода приводит к нарушению психического и физического развития миллионов людей.

И далее:

 К сожалению, во многих странах мира население не получает с продуктами питания даже необходимую физиологическую дозу йода в 200 мкг/сут.
Мировое сообщество поставило цель ликвидировать йододефицитные заболевания на земле. 192 страны мира, в том числе и Россия, подписали международную Конвенцию о правах ребенка и включились в программу борьбы с йододефицитными заболеваниями, однако цель пока не достигнута.

Вот она, одна из возможных причин глупости.

 

 

Re: Как вырастить ребенка глупым?

Валерий Гальетов wrote:

Поступили  новые данные:

по данным ВОЗ, при тяжелой йодной недостаточности у 1–10% населения может наблюдаться врожденный кретинизм, у 5–30% населения – неврологические нарушения и умственная отсталость, у 30–70% населения – снижение умственных способностей. Дефицит йода приводит к нарушению психического и физического развития миллионов людей.

Вообще-то про йододефицит уже лет как 20 говорят, так что новизна этих данных сомнительна. 

Как говорится, 80% населения России не далее как за 15 лет до своей смерти ели огурцы.... И что? 

"- Йося, ты слышал, в Автралии родился белый слон!

 -  Да? И что с этого будет евреям?"

 (из сборника еврейских анекдотов)

 

Уважаемый господин Гальетов, поясните пожалуйста, какое отношение к ТРИЗ имеет йододефицит и Ваше благоговение перед деревенской общиной, о которой, как мы с Вами выяснили ещё полгода назад, Вы имеете весьма смутное представление? И про таинственное движение  ребенка Природой тоже как-то...даже неудобно комментировать...

 

Subscribe to Comments for "Как вырастить ребенка глупым?"