Решение главной проблемы самостоятельного путешественника

IV конференция «ТРИЗ. Практика применения методических инструментов»

Решение главной проблемы самостоятельного путешественника

Чекалин О.В. и Пустов Л.Ю., основатели сервиса для

самостоятельных путешественников travolver.com

 

Туризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое.

В 60-70-х туристический туризм становится массовым явлением. Преобладает конвейерный туризм, предполагающий однородность потребностей и мотиваций туристов и, соответственно, обезличенный конвейерный характер производимых услуг.

С 80-х рынок производителей сменяется рынком потребителей. Происходит переход к дифференцированному туризму. Дифференцированный туризм отличают разнообразие потребностей и мотиваций туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения.

С приходом интернет в широкие массы в середине 90-х начинает активно развиваться индивидуальный туризм. Предпосылками явилось появление средств он-лайн бронирования, позволяющее путешественнику организовать поездку самостоятельно, собрав любой вариант из компонент транспорт, проживание, экскурсии.

Туризм как система развивается в направлении увеличения количество вариантов маршрутов (ассортимент продукта). Так, конвеерный туризм предполагал минимальное количество вариантов. В основном это рекреационный отдых. Дифференцированный туризм предполагает стандартизирацию туристических услуг и формирование предложения в виде комбинированных пакетных-туров ограниченного количества категорий: пляжный отдых, горные лыжи, экскурсионные туры, круизы и др. В рамках каждой категории предлагается количество вариантов, ограниченное наличием договоров с производителями у туроператора. Индивидуальный туризм предполагает формирование поездки из компонентов (транспорт и проживание), в результате туристический продукт распадается на составляющие, которые напрямую бронируются у поставщиков услуг и за счет этого возможно формирование любых вариантов отдыха по желанию путешественника.

Путешественники чаще начинают знакомство с индустрией посредством пакетных туров. Однако, по мере накопления опыта путешественнику перестают быть интересны организованные туры, созданные туроператорами с целью экономии на издержках. Они больше не могут удовлетворить его потребности. В результате все большее количество путешественников выбирает индивидуальный туризм. Путешественники формирует свои поездки самостоятельно с помощью систем он-лайн бронирования.

С первого взгляда можно сделать вывод о том, что потребности любого путешественника теперь, как никогда ранее, удовлетворены. Однако, исследования потребителей открывают совсем иную картину. Оказывается, что по мере перехода пользователей от пакетных туров к самостоятельному формированию поездки наблюдается рост неудовлетворенности. Согласно статистике от 44 до 78% самостоятельных путешественников в зависимости от страны не удовлетворены процессом планирования поездки.

Проблема заключается в наличии ментального разрыва между потребностью и предложением. Современная туристическая индустрия “общается” с путешественником на языке туристический направлений и дат, тогда как путешественник едет в поездку за новым опытом.

Согласно статистике более 40% путешественников, заходящих на сайты он-лайн бронирования не знают, что ввести в поле “куда”, потому что еще не определились зачем они едут. Более половины путешественников изучают информацию по туристическому направлению и опыт других путешественников в интернете перед началом бронирования и именно это отнимает много времени.

Рис.1.В мире более 2,5 миллионов населенных пунктов, которые могут быть включены в маршрут.

ИКР: Пользователь выбирает желаемый “будущий опыт”, а туристичесоке направление и даты передаются системе бронирования.

Рис.2. В мире ограниченное количество того, ради чего стоит ехать в конкретное туристическое направление

Мы знаем, что “опыт” путешественника складывается из посещения определенных достопримечательностей, событий, участия в активных видах отдыха, знакомства с местными специалитетами и др. Мы предлагаем использовать эти составляющие для построения ментальной модели “будущего опыта” и ввести понятие Экспириенс.

Рис.3.Ментальная модель Экспириенса устанавливает взаимосвязь между достопримечательностями, событиями, активностями и специалитетами в ограниченной области.

Экспириенс - это то, ради чего стоит ехать.

Экспириенс объединяет понятия куда и зачем в одно.

Экспириенс - это возможность получить определенные впечатления (опыт) в конкретном месте.

Экспириенс объединяет не все места в этой области, а только те, которые по смыслу относятся к какой-то одной теме. Например, тема “Небоскребы” в Нью-Йорке объединяет сами небоскребы, музей небоскребов, смотровые площадки, книги по истории и архитектуре небоскребов, рестораны на крышах, дома на крышах, полеты на вертолетах с посадками на крыши небоскребов, бейзджампинг, магнитики с изображением небоскребов.

Рис.4.Экспириенс - это новая география

Таким образом, для повышения эффективности процесса взаимодействия он-лайн сервиса с пользователем при подготовке самостоятельной поездки предлагается использование понятия Экспириенс. Этот подход позволит пользователю сервиса быстро получить доступ к информацию о том, что действительно представляет интерес в конкретной географической области или ответить на вопрос “Зачем (туда) ехать?”, т.е. устраняет главную проблему самостоятельного путешественника.

 

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Решение главной проблемы самостоятельного путешественника

Посткриптум можно добавить, что команда "Travolver" на прошедшей в Москве битве стартапов Plug and Play Moscow, завоевала первое место.

Plug and Play Russia - это филиал международного акселератора Plug and Play. Он вывел на рынок более пятисот фирм, среди которых Google,Dropbox, PayPal. Классно, что российское представительство возглавил знатный стартапер-поисковик, руководитель фирмы "Главстартап" Аркадий Морейнис. Он имеет реальный опыт вложения средств в проекты (что особо ценно - своих средств, это как правило быстро делает человека реальным экспертом и ему начинают доверять и вложение чужих ресурсов).

Ребята получили сдовольно приличный денежный приз за это первое место и трехмесячную поездку в Штаты за счет международного фонда для встречи с более чем восьмидесятью потенциальными инвесторами. В настоящее время они где-то там в солнечной Калифорнии и отдуваются, собирая  в корзинку деньги на развитие бизнеса.

Мне тем более приятно сообщить об этом, так как в составе команды есть "наш" человек - Леонид Пустов, долгое время работавший в составе "Центра практического изобретательства". Очень здорово, что Леонид с партнерами нашел свою идею и возможность выхода на собственный бизнес. Ребята много работали, чтобы понять детали туристического бизнеса. У всех есть опыт работы над сайтами о путешествиях, в том числе — anywayanyday.com, ozon.travel, mir.travel и agent.ru

Создатели Travolver на битве стартапов Plug and Play Moscow. Леонид Пустов, Николай Кукушкин, Джасур Джумаев, Олег Чекалин, Майк Бобров.

 

 

Re: Решение главной проблемы самостоятельного путешественника

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Начали правильно. Надеюсь, что и продолжат правильно, иначе их обойдут в два счёта.

P.S. Кстати, заметьте ту же тенденцию превращения туристического сервиса в среду. А у среды свои законы...

Re: Решение главной проблемы самостоятельного путешественника

Изображение пользователя Валерий Мишаков.

Честно говоря, не понял глубины идеи. То, что людей интересуют достопримечательности места, куда они собираются ехать, тайной никогда не являлось.

А сайт отвратительно сделан. Такое впечатление, что люди отрабатывали гранд и сляпали что-то для галочки.

Ничего лучше форума Винского для самостоятельных путешествий я не знаю.

Re: Решение главной проблемы самостоятельного путешественника

Я так полагаю, что сайт еще не сделан.

А идея по моему любопытна. Люди едут не за достопримечательностями, за опытом - ощущениями. Впрочем, все на любителя, конечно.

Re: Решение главной проблемы самостоятельного путешественника

Изображение пользователя blandux.

Фишку не совсем понял. Едут за опытом? Думаю далеко не все едут за этим. Кто-то едет для галочки, отметиться и сделать фотографии. Типа был я в этом самом Таити, ничего необычного не увидел. В таких случаях ищут более знаменитые места, известные и ПРИСТИЖНЫЕ курорты. В таких случаях важна именно ПРИСТИЖНОСТЬ, а без опыта и обойтись можно. Главное было бы чем похвастаться перед подругами на работе (или ещё где).

Re: Решение главной проблемы самостоятельного путешественника

Мы это обзываем ключевой потребительской ценностью - ранее скрытой. Вытаскивание на свет очевидного. но не обеспеченного спроса, по моему и есть самое ценное, что может быть в стартапе.

Re: Решение главной проблемы самостоятельного путешественника

blandux wrote:

Фишку не совсем понял. Едут за опытом? Думаю далеко не все едут за этим. Кто-то едет для галочки, отметиться и сделать фотографии. Типа был я в этом самом Таити, ничего необычного не увидел. В таких случаях ищут более знаменитые места, известные и ПРИСТИЖНЫЕ курорты. В таких случаях важна именно ПРИСТИЖНОСТЬ, а без опыта и обойтись можно. Главное было бы чем похвастаться перед подругами на работе (или ещё где).

Пишется "прЕстижность".

Re: Решение главной проблемы самостоятельного путешественника

Изображение пользователя Валерий Мишаков.

Александр Кудрявцев wrote:

Я так полагаю, что сайт еще не сделан.

А идея по моему любопытна. Люди едут не за достопримечательностями, за опытом - ощущениями. Впрочем, все на любителя, конечно.

Допустим. И что из этого следует?

Ощущения ведь все получают от разных вещей. Кто-то от созерцания достопримечательностей. Кто-то от халявного спиртного или экстримальных приключений. А кому-то театры подавай.

Вот и сводится все к книге "Lonely Planet".

Лично мне сама идея не понятна.

 

Re: Решение главной проблемы самостоятельного путешественника

Ради любопытства ввел указанный авторами адрес в адресную строку браузера. Прежде чем продемонстрировать хотя бы свою домашнюю страницу, меня сходу попросили предоставить контактную информацию из социальных сетей, включая списки друзей, иначе они дальше не пустят. Мне это не понравилось, и я ничего дальше смотреть не стал.

P.S. Полностью согласен со словами Александра Владимировича: "Вытаскивание на свет очевидного. но не обеспеченного спроса, по моему и есть самое ценное, что может быть в стартапе".

Re: Решение главной проблемы самостоятельного путешественника

Изображение пользователя Валерий Мишаков.

priven wrote:

Ради любопытства ввел указанный авторами адрес в адресную строку браузера. Прежде чем продемонстрировать хотя бы свою домашнюю страницу, меня сходу попросили предоставить контактную информацию из социальных сетей, включая списки друзей, иначе они дальше не пустят. Мне это не понравилось, и я ничего дальше смотреть не стал.

А я пошел дальше. Разрешил доступ к этим спискам. В результате сайт выдал ошибку. Не удалось авторизироваться ни через Контакт, ни через Фэйсбук. 

Да и сама идея регистрации для просмотра содержания сайта самоубийственна.

Это дилетантские ошибки. 

priven wrote:

P.S. Полностью согласен со словами Александра Владимировича: "Вытаскивание на свет очевидного. но не обеспеченного спроса, по моему и есть самое ценное, что может быть в стартапе".

Хотелось бы понять, о каком необеспеченном спросе в данном случае идет речь. 

Re: Решение главной проблемы самостоятельного путешественника

Валерий Мишаков wrote:

priven wrote:

P.S. Полностью согласен со словами Александра Владимировича: "Вытаскивание на свет очевидного. но не обеспеченного спроса, по моему и есть самое ценное, что может быть в стартапе".

Хотелось бы понять, о каком необеспеченном спросе в данном случае идет речь. 

Мне тоже хотелось бы это понять, но допускаю, что я не понял этого по невнимательности и на самом деле там всё, что нужно, есть. В принципе, всякое объединение нужной информации в одном месте и с хорошей и удобной системой поиска имеет смысл, я только не очень понимаю, что именно нового там будет сверх того, что ищется одним кликом в Гугле, к примеру, по тем же небоскребам в Нью-Йорке. Думаю, американские инвесторы с этим легко разберутся и, если что, помогут реализовать идею. С интересом почитаю об итогах поездки.

Я же написал только то, что не требовало какой-то компетенции в обсуждаемых вопросах: что сайт уже на входе повел себя откровенно недружелюбно (это не зависит от наличия программных ошибок - это плохо в любом случае), и что с выделенными мною словами Александра Владимировича я согласен в любом случае, безотносительно к тому, имеют они отношение к данному конкретному проекту или нет.

Re: Решение главной проблемы самостоятельного путешественника

Валерий Мишаков wrote:
Хотелось бы понять, о каком необеспеченном спросе в данном случае идет речь.
Видимо надо будет спросить Аркадия Морейниса, по каким критериям отобрали ребят, но попробую высказать собственное мнение. Если не совпадет потом, пожалуйста без претензий.

Не секрет, что сегодня туристические фирмы в большинстве своем теряют клиентов. Оказалось, что они продавали в чистом виде посреднические услуги, а с появлением возможности (и смелости) заказать себе самостоятельно билеты и гостиницу, они как бы уже и потеряли свой смысл. То есть индустрия туризма сегодня стоит перед большими проблемами – фактически для среднего класса туризм перестал ассоциироваться с посредниками. Времена коллективных поездок к достопримечательностям сходят на нет, отдых тоже сегодня проще заказать самостоятельно. Турагентства перестали быть монополистами, стоящими между клиентом и транспортными компаниями, отелями, экскурсиями. Выходов у них несколько, - работать с менее обеспеченными слоями населения, не имеющими навыков прямых контактов со сферой обслуживания за рубежом (поиск в нижние слои рынка) , и поиск новых стратегий работы.

Для построения такой новой стратегии нужно в первую очередь понять, что именно требуется сегодня клиенту. Требуется выявить, что именно ждет сегодняшний средний класс от поездки. Если спокойный отдых на пляже, то агентства не имеют дальнейших перспектив существования. Но все больше людей сегодня берут на отдыхе авто и совершают марш-броски по стране, постоянно меняют место проживания  в поисках все новых впечатлений. Тренд очевиден – людям нужны впечатления, но они научились получать их без посредников. Сын у меня постоянно мотается по миру, но перед этим вечерами довольно долго планирует, ищет, строит маршруты и организует всяческую логистику. Говорит, что недели две вечеров на подготовку каждого путешествия у него выходит. Вот эти услуги - по получению комплексных впечатлений и связанного с ними опыта и предлагается продавать.

Отдых все чаще ассоциируется не с бездельем, а со сменой ощущений, новыми впечатлениями. Однако, как человек после путешествия может «продать» свой опыт, во что он может его конвертировать? Была у меня в жизни история, когда в начале девяностых годов знакомый наскреб денег и отправил ребенка на три недели в Англию. Когда тот вернулся все родственники собрались вокруг, чтобы узнать, кк и что. Но на все вопросы ребенок отвечал примерно так:

-А колонну Трафальгартскую видел?

-Видел

-И как она?

-Клевая!

И так достаточно лапидарно про все. А денег то сколько вбухано... Разгневанный папа побежал к учительнице, которая их возила. Она довольно просто с ним обошлась - спросила его, был ли в Эрмитаже, и когда он сказал, что был, попросила его рассказать, как там и что.

Эта проблема людей, пытающихся рассказать о посещении музея, того же Эрмитажа, достаточно хорошо известна. Впечатления не передаются. Перевести в речь, «похвастаться» почти не удается, впечатления не преобразовались в информацию, опыта, собственно, не накопилось. Нужны посредники в передаче опыта, в формировании опыта вокруг впечатлений. Это могут быть местные жители, знающие места и условия для эффективной ловли рыбы, или эксперт по подводному снаряжения, или диггер, передающий опыт подземных путешествий, или специалист по макияжу, рассказывающий как нанести раскраску на участников местного карнавала (перед получением собственно впечатлений – ловлей рыбы, погружением, путешествию под городом, проходом в карнавальных колоннах... ).  

Ребята нашли новое понятие, смогли на мой взгляд сфокусировать весь комплекс ожиданий в понятии «экспириенс». Это опыт, полученный через впечатления. Это то, чем путешественник сможет похвастаться перед своими друзьями, вернувшись из поездки. Не фотографиями с собой на фоне пирамид, а полученным опытом. Вспомните, с каким интересом отдыхающие сами пытаются наполнить разноцветным песком стеклянные бутылочки. Дайте им возможность, не только пробовать, но сделать это хорошо, передав несколько простых секретов заполнения, покажите как, где и из чего получают эти самые разноцветные пески, выдайте после часа обучения сертификат мастера 18 ранга – и вы дадите человеку «экспириенс», то есть возможность интересно рассказать о прожитом. Чем-то немного начинает стыковаться с жизнью в этнических деревнях, где можно доить, месить, молоть и проч. Но там затянуто чутка, поскольку тема как правило комплексная.

Для меня это любопытно еще и тем, что здесь ярко видна морфологичность мышления авторов. Берут интересную штуку и обкладывают ее со всех сторон. Те же небоскребы - предлагается разносторонний, если хотите системный подход к этим объектам - и посмотреть, и пожить, и построить, и порушить. Так,чтобы при каком-то дилетантском разговоре о небоскребах быть как бы экспертом.

Иными словами- экспириенс, это в том числе и продление пользы от отдыха на последующее общение. Человек не только отдохнул, но и стал интереснее своему окружению, повысил свой статус в чужих и собственных глазах. Стоимость поездки начинает отыгрываться два раза - на самой поездке и после. Это можно интересно продвигать, вообще "экспириенсность" сегодня как говорится в тренде.

Ну вот, как смог рассказал о своем видении. Полагаю, именно эти моменты и привлекли внимание экспертов фонда. Что скажут инвесторы - посмотрим. А так - клево!

 

Re: Решение главной проблемы самостоятельного путешественника

Изображение пользователя Валерий Мишаков.

Все это на словах хорошо и правильно. Но что конкретно предлагается?

 

Как я могу догадаться, предложен некий сайт, на котором посетители будут делиться впечатлениями от поездки. А чтобы им помочь излогать впечатления сруктурированно, вероятно, дан шаблон, который они должны заполнять.

Типа, на чем доехали, сколько это стоило, где ночевали, что интересного видели и т.д.

Но тогда возникают законные вопросы. зачем люди будут эти формы заполнять?

Допустим, победителям обещаны призы.

Но тогда за счет чего будут отбиваться деньги, затраченные на создание и продвижение сайта?

Если надеяться на рекламу, то это утопия. Если под шумок предлагать какие-то свои услуги, то какие?

Re: Решение главной проблемы самостоятельного путешественника

По моему все еще в "лесах" и судить о том, что предлагается, по сайту трудновато. В общем, куда лошадей впрягать, так и не понятно. И я бы не хотел здесь выступать адвокатом этого проекта. Свое понимание дал, остальное видимо после возвращения разработчиков из Штатов, то есть по моему в апреле.

Попробую заманить и взять интервью. Заранее сообщу, готовьте вопросы.

Subscribe to Comments for "Решение главной проблемы самостоятельного путешественника "